Чернигов: Компенсация за повреждение и уничтожение недвижимости в результате боевых действий. — Адвокатоское Объединение Рябинин, Переверзеви Партнеры

Чернигов: Компенсация за повреждение и уничтожение недвижимости в результате боевых действий.

Апр 20, 2022
18:04

1 апреля 2022 года парламент принял в первом чтении за основу проект Закона «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации» №7198 от 24.03.2022.

Суть законопроекта:    

► распространяется по кругу лиц только на физических лиц, ОСББ, а по кругу объектов недвижимого имущества – только на жилые помещения (имеющиеся и в строительстве): отдельные дома, квартиры,

► общую собственность многоквартирных домов;

► вводит учет поврежденной и уничтоженной жилой недвижимости по заявлениям владельцев;

► предусматривает отдельные порядки компенсации поврежденной и уничтоженной жилой недвижимости;

► возлагает на органы местного самоуправления *если Чернигов – то Черниговский городской совет* значительный объем обязанностей по восстановлению жилой недвижимости.

Читам дополнительно: Что будет с кредитами во время войны? 

Адвокат Адвокатского объединения «Рябинин, Переверзев и Партнеры» Александр Преверзев считает, что скорейшее восстановление недвижимости является залогом восстановления нормальной жизнедеятельности территориальных общин. Однако такое восстановление должно быть комплексным (все здание, придомовые сооружения, коммунальные сети и объекты предоставления коммунальных услуг, местное самоуправление, бизнес, благоустройство и т.п.). Предложенный законопроект НЕ дает ответа на большинство этих вопросов, а также оставляет серьезные пробелы в тех вопросах, на которые он рассчитан.

Общие замечания Адвоката Александра Переверзева:

  1. Законопроект имеет суженный круг лиц и объектов недвижимости, повреждение или уничтожение которых должно учитываться и за которые предусмотрена компенсация. Не предусмотрен порядок учета и компенсации потерь коммунальной и частной хозяйственной инфраструктуры (нежилой недвижимости).

Законопроект никак не предусматривает решение вопросов восстановления (в том числе и компенсации стоимости уничтоженного имущества) коммунальной инфраструктуры. Но именно эта инфраструктура обеспечивает возможность проживания на определенной территории. Также без внимания осталось большое количество субъектов хозяйственной деятельности (ФЛП, малых и средних СПД), которые также размещались в разрушенных и поврежденных многоэтажных и отдельных домах, обеспечивали поставки необходимых товаров, предоставления услуг, были работодателями.

Без восстановления коммунальной инфраструктуры, бизнеса восстановление сел, поселков, городов будет невозможным. Очевидно, что ни муниципалитеты, ни такой бизнес не смогут самостоятельно судиться с агрессором и не смогут восстановиться без компенсации потерь аналогичным законопроектом для физических лиц.

Адвокат Александр Переверзев считает, что государство должно обеспечить учет всех объектов недвижимого имущества частной, коммунальной и государственной собственности, которые повреждены или уничтожены в результате войны. Экономически рационально обеспечить такой учет одновременно в одной электронной базе. Также законопроект должен гарантировать хотя бы общим образом компенсацию разрушенных или поврежденных хозяйственных объектов коммунальной и частной собственности.

  1. Законопроект не содержит перечня полномочий органов местного самоуправления по реализации законопроекта и порядку финансирования такой их деятельности.

Законопроект упоминает органы местного самоуправления как обеспечивающих компенсации субъектов в процессуальных нормах: образование комиссий, заключение договоров, финансирование и т.д. Но не содержит норм, которые четко и прямо определяли соответствующие полномочия органа местного самовправления (Дальше – орган МС), порядок их осуществления. То есть деятельность органа МС предусматривается, но их права и обязанности финансовые гарантии (полномочия) отсутствуют. Кроме того, такая деятельностьоргана МС – это делегированные полномочия государства и они должны быть отдельно компенсированы.

АМУ считает, что правовой статус органа МС должен быть определен отдельными статьями.

  1. Законопроект не предусматривает для военных и военно-гражданских администраций населенных пунктов (обществ) полномочий аналогичных полномочиям органов МС.

Необходимо учитывать, что для восстановления деятельности отдельных оргпнов МС потребуется дополнительное время. Поэтому необходимо предусмотреть соответствующие полномочия военной администрации.

  1. Законопроект недостаточно регулирует порядок создания и деятельности комиссий органов МС по рассмотрению вопросов предоставления компенсации.

Законопроект не регулирует вопросы правового статуса (это должностное лицо местного самоуправления, вопросы предотвращения коррупции), ответственности и оплаты труда членов комиссии, наличия работников, обеспечивающих их деятельность, порядка обжалования решений комиссий в суде или комиссией деятельности или бездействия других органов (непонятно кто будет выступать ответчиком или истцом). Финансирование комиссий возлагается на орган МС, что ставит его в неравные условия с теми же органами, которые не будут осуществлять такую ​​деятельность. Это делегированные полномочия государства, и они должны быть отдельно компенсированы.

  1. Законопроект не регулирует механизм компенсации стоимости уничтоженного/ поврежденного имущества многоквартирных домов: 1) в части принадлежащей коммунальной, государственной собственности, нежилым помещениям частной собственности; 2) в части, где владельцы по разным причинам не подали заявлений на компенсацию повреждений.

На первом этапе восстановления сразу встанет вопрос восстановления хозяйственных объектов коммунальной и частной собственности в поврежденных многоквартирных домах Очевидной проблемой будет отсутствие заявлений у владельцев значительной части квартир по разным причинам (не подали в срок, пропали без вести, проходят военную службу, лечатся, выехали за границу и т.п.), поскольку их восстановление можно осуществить как можно скорее, оно должно быть комплексным и одновременным по всему дому, то есть все квартиры вместе с нежилой недвижимостью. Без урегулирования таких вопросов органом местного самоуправления будет очень сложно решать такие вопросы.

Александ Переверзев считает, что компенсация потерь всем владельцам должна быть гарантирована законом как для этого, так и для других случаев. Также важно урегулировать порядок ремонта тех помещений, владельцы которых не подали заявления или не могут обеспечить доступ к помещениям.

  1. Законопроект не предусматривает порядка реализации права на компенсацию для лиц, находящихся за границей, лечатся, проходят военную службу, пропали без вести, имеют пожилой возраст или являются несовершеннолетними, а также деятельность которых остановлена.

Так же хочу отметить, что законопроект должен предусматривать механизм продления сроков при наличии объективных обстоятельств, а также определить презумпцию согласия на восстановление от собственников квартир в многоквартирных жилых домах, которые не подали заявления в срок.

  1. Законопроект предусматривает компенсацию только за жилье, общую совместную собственность и не включает хозяйственные сооружения отдельных домовладений и многоквартирных домов.

Объектами, на которые распространяются гарантии возмещения, являются только дома отдельных собственников, отдельные квартиры, совместная собственность. Вопросы других составляющих домовладений (хозяйственные здания) и составляющих многоквартирных домов (личные паркинги, кладовые) не урегулированы.

Без урегулирования таких вопросов нельзя будет полноценно восстановить соответствующие объекты и полностью обеспечить реализацию права собственников на компенсацию разрушенного имущества.

  1. Неясен порядок обеспечения приоритетного права на получение компенсации отдельным категориям граждан в многоквартирных жилых домах.

Ремонт многоквартирного жилого дома может быть произведен только комплексно всего объекта. Обеспечение приоритетов в таких случаях-невозможно.

Наличие приоритетов усложнит реализацию законопроекта и создаст условия для конфликтов.

  1. Законопроект не определяет источники финансирования деятельности органов местного самоуправления, котрый должен совершать ряд организационных, распорядительных действий, в том числе оценку повреждений и стоимости имущества. Отдельного внимания заслуживает стоимость сноса и вывоза остатков разрушенных объектов, которые не будут охвачены компенсациями. Законопроект не определяет источники финансирования таких расходов.

Законопроект обязывает орган МС обеспечить компенсации, но не регулирует их отношения с соответствующим Фондом. На практике это будет означать, что орган МС вместо органов государственной власти будут нести финансовую ответственность за невыплату по любым основаниям (в том числе и отсутствие средств в Фонде) надлежащим получателям компенсации.

Одним из источников финансирования проект Закона определяет «другие источники, не запрещенные законодательством», что опять же на практике может означать, что часть финансового бремени будут нести местные бюджеты.

Наше адвокатское объединение предоставляет услуги в сфере: получения

— компенсации за разрушенное, поврежденное жилье

— представительства интересов потерпевшего

— сбор необходимых документов для получения компенсации за разрушенное жилье.

Остались вопросы
Контактная информация
Адрес: Чернигов, улица Магистратская, 13
Телефон (Адвокат Рябинин Денис Дмитриевич):